ДЕНЬ 03
Почему интерактивность побеждает статичные отчеты
Как нам могут помочь таблицы? И почему (и когда) от них нужно отказываться? Можем ли мы доверять визуализации?

Продолжаем марафон, изучая интерактивность при работе с данными.
Почему интерактивность побеждает статичные отчеты
Разбор бизнес-примера
Андрей Лисиченко
Финансовый аналитик с IT-уклоном, Ростелеком
За время внедрения интерактивной отчетности Ростелеком приобрел Tele2, у меня родился ребенок, а чистая прибыль компании удвоилась. Правда не очень уверен, связано ли это с интерактивной отчетностью...
У Ростелекома как компании есть своя специфика: максимальная автономность разных уровней. Так что отчеты создаются везде: и в Корпоративном центре и на местах. Наша команда разрабатывает финансовые отчеты компании как для руководства компании, так и для рядовых аналитиков. Мы собираем, обрабатываем и предоставляем такие показатели как OIBDA, Чистую прибыль и САРЕХ.

И у нас можно было выделить три большие бизнес-боли.
Статика снижает эффективность
Собирая отчеты в статику, нам нужно было искать некий компромисс между детализацией данных и читаемостью данных, их форматом. В отчетах показывали верхнеуровневые данные, но чтобы пользователю отчетов получить детализацию нужно было пройти долгую процедуру получения дополнительных доступов,установки ПО и знакомство с логикой укладки данных систем-первоисточников. Очень большие трудозатраты на получение детализации сильно ограничивали сотрудников в быстрой локализации проблем и оперативном принятии решений.
Не хватает людей
В штате есть аналитики, которые компилируют данные из источников для конечных пользователей: проверяют качество данных, добавляют комментарии, формируют результаты и, вообще говоря, создают ценность. Из-за высоких затрат на поддержку каждого отчета мы не могли позволить себе иметь широкий ассортимент отчетов. Создание новых кастомизированных отчетов под разнообразные запросы бизнеса означало нанимать новых сотрудников в команду аналитики – новые затраты и увеличение ФОТ. Поэтому обыденной практикой было обучение пользователей пользованию уже существующими отчетами, нежели разработка новых отчетов для возникающих потребностей пользователей.
Ограниченное распространение
Все отчеты распространялись через почтовый клиент Outlook. Для большинства сотрудников компании Outlook – это единая точка получения информации внутри компании. И это создает, во-первых, риски потерять нужный отчет во входящем потоке переписки и, во-вторых, неудобства поиска старых версий отчетов в архиве сообщений.
Бонус: Мобильная отчетность
Боль три с половиной. Кроме этого, такой подход сильно ограничивал просмотр отчетности на мобильных телефонах и планшетах. Количество пользователей, которые могут (и хотят) работать с данными на мобильных растет – это пока не большинство, но динамично развивающийся сегмент. Хотелось услышать их потребности и сделать использование аналитики удобным в разных конечных форматах.
Наша команда разрабатывает финансовые отчеты компании как для руководства компании, так и для рядовых аналитиков. Раньше схема была: источник данных → Excel → статичная презентация Powerpoint. Но она устарела.

Нам захотелось прийти в точку, где система работа бы самостоятельно и создавала минимум нагрузки на разработчиков. А пользователи легко смогли бы получать детализацию: благодаря интерактивности Qlik и возможностям drill-down, аналитик может получить всю требуемую картинку не покидая окна браузера.
Хотелось один раз настроить отчет, данные в котором просто обновлялись бы в нужное время.
Какие результаты?
Сейчас наши разработчики освободили ресурсы – больше не нужно вручную постоянно поддерживать отчеты, они собираются автоматически. Выросла структура поддержки: мы централизовали все справочники, наладили автоматический контроль качества данных и автоматизировали взаимодействие с пользователями – все это дало колоссальную экономию времени на текущую поддержку существующих отчетов и высвободило нас для разработки новых.

Раньше отчет обновлялся через 2-3 дня после поступления задачи. Время уходило на сбор, перепроверку, формирование финальных материалов. Сейчас процесс сборки всего ассортимента отчетности занимает меньше часа.
На базе наших наработок мы можем быстро масштабировать всю нашу отчетность под потребности бизнеса.
В Qlik настроена:
+ гибкая система визуализаций, хорошие диаграммы и чистое визуальное оформление
+ удобные глобальные фильтры
+ мощный инструмент подготовки данных, благодаря которому мы смогли упростить всю цепочку подготовки данных и не плодить системы на стороне

Мы перевели всю отчетность, которая готовится в нашем подразделении, на понятный и эффективный по затратам процесс. Ушли от Excel, переведя все данные в онлайн. Активно дорабатываем свои отчеты и улучшаем их на основе обратной связи.

Qlik Sense оказался настолько гибко настраиваемом системой, что позволил нам даже создать форму приема обратной связи и даже чатик, закрепив идею, что пользователь и вправду может полноценно взаимодействовать с отчетами и их разработчиками не покидая хаба Qlik.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА:
Андрей, радует ли вас то, что вам удалось сделать?
Ответ от андрея:
Да, все это не может нас не воодушевлять и этим воодушевлением мы регулярно делимся с пользователями компании на наших обучающих семинарах, где вместе осваиваем современные подходы к комфортной отчетности.
От таблиц к визуализациям
От появления самой примитивной формы учета данных (когда люди ставили черточки, чтобы вести единичный счет) до современных электронных таблиц прошла, кажется, целая вечность. Таблицы сегодня играют роль компактной формы представления данных, позволяя быстро находить нужные цифры с высокой точностью, проводя сравнения и взаимодействуя с разными категориями.
С одной стороны, таблица — это основа для хранения данных. Таблица содержит конкретные данные и — как способ визуализации — передает их с высокой точностью. В таблицах мы можем проводить наиболее детальные сравнения по разным срезам категорий. При этом, структура таблиц не ограничивает нас в формате данных, одинаково точно показывая целые числа, числа с десятичной частью и проценты.

На самом деле, это хороший способ представления данных там, где нужна конкретика. Главное — не испортить данные оформлением.
Анимация по настройке таблиц от DarkHorse Analytics
С другой стороны, у таблиц есть свои недостатки.

Во-первых, при большом количестве строк, таблицы хуже справляются с передачей информации. Людям физически сложно работать с большим количеством цифр и категорий – при большом объеме детальных данных сложно делать суммирующие выводы.

Во-вторых (это вытекает из предыдущего пункта), таблицы довольно плохо удерживают и внимание аудитории. Но если нам не нужно показывать детализированные точные данные, мы можем их визуализировать!
Хорошим примером перехода от таблиц и описательной статистики к визуализации служит пример квартета Энскомба.

Это 4 набора цифр (по паре x и y), которые обладают одинаковыми «средними»: арифметическое среднее, медиана, мода, среднеквадратическое отклонение. Вообще, эти метрики существуют, чтобы описать набор данных, дать нам представление о нем. Но, если мы расположим эти точки визуально и построим графики, то увидим абсолютно разные закономерности и паттерны!
Если таблицы дают нам точность данных, а статистические метрики — описание тенденций набора данных, то визуализация позволяет увидеть закономерности и приблизиться к природе данных!
Интерактивность при работе с данными
В правильном контексте и при отсутствии грубых ошибок при создании графика, виузализация сама по себе уже сможет дать нужный ответ. Но именно интерактивная составляющая визуализации поможет ответить на вопросы эффективно.
Интерактивность позволяет реагировать на действия пользователя, исследовать данные с разных сторон для поиска ответа на возникающие вопросы
Интерактивность — мощное оружие для исследования данных. Статичные отчеты обычно говорят об уже найденных цифрах и хорошо работают, когда нужно просто рассказать кому-то о результате анализа — в сжатое время в сжатом формате.

Но у любой аудитории будут появляться новые вопросы к данным. Если заметят аномалию, то захотят узнать, что на нее повлияло. Или захотят «покрутить» данные так, чтобы найти что-то необычное. Статика не сможет удовлетворить такой запрос.
Использование интерактивности сокращает дистанцию между вопросом и ответом
Если вы готовите визуализацию для кого-то еще, то интерактивность и сокращает дистанцию между вами и теми людьми, которые будут пользоваться результатами вашей работы. Вы не можете заранее предугадать вопросы, которые могут возникнуть у аудитории, но вы можете предоставить инструмент, который позволит получить максимум.
Под интерактивностью понимаются действия, которые настроены на диаграмме и доступны пользователю для взаимодействия с данными: изучения, преобразования, трансформации.
Можно выделить несколько ключевых направлений по интерактивности:

→ 1. выделить точки данных на диаграмме для взаимодействия и привлечения внимания
→ 2. изучить область данных, путем приближения/отдаления, прокрутки
→ 3. видоизменить структуру, например, если у пользователя есть возможность выбрать какие переменные нужно показать на диаграмме
→ 4. изменить детализацию, т. е. углубиться в данные, или наоборот, подняться на уровень выше
→ 5. отфильтровать данные
→ 6. проследить взаимосвязи, например, выделить один элемент данных и увидеть все взаимосвязанные с ним точки данных

С развитием технологий и упрощения доступа к данным, растут ожидания и потребности пользователей. Теперь, например, один и тот же дашборд, может использоваться в нескольких сценариях. Для того, чтобы угодить разным запросам пользователей, при разработке обращаются к интерактивности, так как с ее помощью можно создать действительно разносторонний дашборд, поддерживающий процесс анализа по нескольким сценариям.

В заключение...

В тот момент, когда вы принимаете решение о демонстрации результатов своих исследований, появляется множество вопросов, которые имеют отношение к визуализации данных и графическому дизайну. Какой тип диаграммы выбрать? Какие цвета использовать? Как избежать непонимания или неразберихи?


Это важные вопросы и ответ на них не может быть простым и коротким. Одно можно сказать с уверенностью — вы не первые, кто такие вопросы задаёт, и ответы на большинство из них известны. Многие из них лежат в плоскости здравого смысла или логики.

Что почитать?
Подборка ссылок и материалов для погружения
Восхождение к Фудзи –
Ничто!
ROI – путь самурая.