ДЕНЬ 00
Подготовка к марафону
Дорогие друзья!

Рады приветствовать вас на Марафоне по работе с данными в Ростелекоме. Совместно с нашими партнерами — DataYoga и Qlik — мы подготовили насыщенные истории использования данных вашими коллегами в разных подразделениях.

Мы хотим поделиться с вами этими историями и вдохновить на знакомство с данными.

Впереди у вас 5 дней, чтобы погрузиться в новую или малоизученную для себя сферу работы и получить новый ценный опыт.
Марина Кормщикова
Директор направления DataOffice, Ростелеком
Данные – часть новой стратегии Ростелекома
... или о важности мотивации перед началом Марафона
Для сохранения лидерских позиций Ростелекома на рынке была необходима трансформация бизнеса и создание новых цифровых продуктов. В эру цифровизации вводить новые бизнес-модели можно только опираясь на данные.
Эволюция трендов. Чем дальше по горизонтальной оси, тем технология менее востребована.
В нашем мире сегодня мы наблюдаем множество факторов, которые заставляют бизнес реагировать на них и проявлять гибкость.

+ Огромная скорость изменений, когда вчерашние инновации уже завтра устаревают. То, что вчера поражало воображение, сегодня становится обыденным.
+ Искушенные пользователи. Ростелеком, как поставщик услуг, должен предугадывать желания и ожидания своих клиентов и удивлять.
+ Жизнь в смартфоне. Аналоговые услуги, такие как телефония и радио, устаревают – весь опыт становится цифровым.
Согласно новой стратегии Ростелекома к 2025 году, доля в выручке доходов от кластеров и новых цифровых продуктов в компании должна составить 25%.

Для реализации новой стратегии Ростелеком перейдет к сегментно-кластерной модели развития: с фокусом на клиента и эффективности затрат. Традиционные клиентские сегменты дополнят отдельно выделенные быстрорастущие кластеры:
  • ЦОД и облачные сервисы,
  • информационная безопасность,
  • цифровая медицина,
  • цифровой регион,
  • государственные цифровые услуги и сервисы.
При этом наибольшая рыночная капитализация сегодня у тех компаний, которые умеют работать с данными. Посмотрите, какие компании были лидерами в 2010 году, а какие в 2020.

Лидируют те, кто умеет обращаться с данными и использовать их как основной актив.
Для того, чтобы управлять данными грамотно, в компании необходимо развивать компетенции по трем ключевым направлениям: технологии, процессы и люди.
Технологии
Технологии включают в себя множество инструментов, надстроек, репозиториев и систем, которые:
+ обеспечивают хранение и обработку данных (хранилища данных, базы данных),
+ обеспечивают управление данными (справочники, базы знаний...).
Процессы
Процессы управления данными задают правила, как данные (топливо) текут через ИТ-системы (трубы) и включают в себя:
+ политики и стандарты,
+ управление доступами, роли и обязанности.
+ стратегию развития всех процессов работы с данными (модель зрелости).
Люди

В основе – идея развития культуры работы с данными и формирование менталитета и привычек, ориентированных на аккуратное обращение с данными.


Среди необходимых компетенций будущего – навыки грамотной работы с данными:

+ знание необходимых технологий и инструментов,

+ понимание того, как найти, извлечь и сопоставить данные из разных источников,

+ коллаборация и обмен знаниями между сотрудниками и подразделениями

Почему self-service?
Вообще, цикл разработки промышленной отчетности на заказ может быть достаточно долгим. Вы, как бизнес-заказчик, формулируете требования для реализации, передаете их разработчикам, ждете очереди, потом вносите уточнения в требования, снова ждете их реализации… а данные для решения вашей задачи нужны были еще вчера.

Но что если вы возьмете это в свои руки? Подготовка отчетности по принципу self-service — быстрее. Вы сами выполняете роль и заказчика, и разработчика. Вы можете быстро проверять свои смелые гипотезы без потери их актуальности.
При самостоятельном подходе к разработке отчетности все начинается с идеи и ее быстрой проверки — в виде короткого запроса или подготовки прототипа в специальной песочнице — безопасном месте для выполнения любых операций с данными.
Qlik — инструмент самостоятельной работы с данными
В Ростелекоме сегодня используется несколько BI инструментов — Qlik Sense, Power BI, Форсайт и другие.

Qlik — это программа, в которой наглядно можно создавать интерактивные отчеты, объединять данные из разных систем и автоматизировать их загрузку. То есть, вместо того, чтобы собирать данные из Excel-выгрузок вручную и объединять статичные диаграммы в презентации, вы можете один раз сделать отчет в Qlik. И перестать тратить время на подготовку данных. Все, что вам нужно, может быть собрано в одном месте — но все это еще и красиво выглядит и быстро работает.
1
собирайте нужные данные и объединяйте их в единый источник из разных систем
2
настраивайте шаблон отчета, добавляя расчетные поля и вычисления
3
опубликовывайте отчет для совместного использования вместе с коллегами
4
пользуйтесь интерактивностью и получайте необходимую детализацию, фильтруя данные эффективно
Вы, как специалист, который отлично знает свою бизнес-область и имеющиеся в ней данные, будете быстро реагировать на любые изменения рынка и находить правильные ответы, используя данные как актив.

В заключение...

Развитие визуально-аналитического мышления один из самых востребованных навыков современности. Никогда еще человечество не испытывало на себе такое давление громадного информационного потока. Владея современными инструментами облачной визуализации, вы будете владеть универсальным языком, на котором в ближайшем будущем будет разговаривать каждый.


Только постоянно работая над формированием сообщества, где каждый из вас будет делиться опытом, умениями и подходами работы с инструментами, мы сможем сформировать новую аналитическую культуру. Культуру, которая открыта для всех и которая позволяет свободно общаться всем специалистам мира. Давайте проявим лидерские качества в работе с данными!

Что почитать?
Подборка ссылок и материалов для погружения
Саке течет рекой
Радуется заказчик
Готов дашборд