ДЕНЬ 01
Как заменить десять отчетов Excel одним дашбордом
Сегодня мы начинаем первый день марафона и погружаемся в список компетенций, необходимый для успешного развития культуры работы с данными, а также знакомимся с первым кейсом!

Изучайте материалы и приходите в Telegram-чат обсуждать их!
Присоединяйтесь к внутреннему Telegram-чату для обсуждения материалов марафона и прочих веселых активностей
Что нам дают данные?
... или о важности внимания к данным
Данные обещают нам понимание паттернов и тенденций, которые окружают нас в нашей жизни. Мы можем использовать эти знания для принятия решений и для достижения целей наших организаций.

Несмотря на понятные цели и фокус на работе с данными, немногие люди в организациях могут сказать, что они делают все правильно и уверенно. Данные могут стать основой для нашего роста, привести нас к лучшим результатам в нашей жизни, или… утаить весь наш прогресс и скрыть наши возможности. Данные это инструмент и нам придется выбирать, насколько осознанно мы будем его использовать.
Программа DataLiteracy
Последние несколько лет, компании по всему миру включают программу развития навыков Data Literacy в свои внутренние стандарты обучения сотрудников. Менеджмент верит, что эти навыки нужны не только аналитикам, но и вообще всем.
Грамотность работы с данными — это умение понимать данные, работать с ними и анализировать их, а также правильно интерпретировать и использовать. Необходимо также уметь обосновывать свое мнение и выводы, основываясь на данных
На практике, это набор навыков, который помогает работать с данными грамотно. При этом, это не только технические навыки работы в инструменте — компетенции включают в себя понимание концепций управления данными, знание базовой статистики, а также умение выдвигать гипотезы и принимать обоснованные решения на основе данных.

За последние несколько лет организации сделали огромные инвестиции в инфраструктуру работы с данными — настраивая и закупая сервера, оборудование, информационные системы и программы. И все это, в надежде извлечь максимальную пользу из имеющихся в компании данных. Но это все не будет иметь никакого смысла, если человек не будет пользоваться своими навыками и опытом по работе с данными.
Узнайте больше про необходимые навыки и компетенции по работе с данными, их описание и модель оценки уровня зрелости организаций в рамках DataLiteracy на специальной доске Miro
Как заменить десять отчетов Excel одним дашбордом
А теперь – на практическом примере
Николай Кульмяков
Финансовый директор макрорегионального филиала Урал
У нас был набор из нескольких разрозненных финансовых отчетов. А мы хотели существенно изменить систему управления и уйти от ручной сборки данных: заменить отдельные отчеты Excel на более эффективный, интерактивный отчет, разработанный на Qlik.

Ростелеком — огромная компания, которая в этом году должна трансформироваться и перейти на новую модель управления — финансовые директораты региональных филиалов должны быть убраны. Финансовые функции разделятся между макрорегионами и корпоративным центром, а сам сервис должен стать более качественным.
Мы используем технологии, чтобы понимать данные, принимать решения и поддерживать цифровую трансформацию компании
Ведь управленческая трансформация происходит вместе с технологической — должны измениться привычки работы с данными, принятия решений и в целом коммуникации.
Конечно, Excel — популярный и удобный инструмент, но обмениваться данными исключительно на Excel-файлах в такой крупной компании как Ростелеком сегодня неэффективно.
Благодаря Qlik, мы теперь можем увидеть, как работает вся компания. Больше не нужно собирать отдельные выгрузки, объединять их, перепроверять на качество данных, и тратить много времени просто на то, чтобы свести нужные данные по нескольким регионам или сегментам.

С помощью новых технологий мы можем ускорить время и увеличить объемы работы, сократить трудоемкость подготовки отчетности и сфокусироваться на своих ключевых бизнес-задачах, а не на подготовке данных.
Переход от ручной работы с данными к автоматизации на примере финансовых данных
У нас в Ростелекоме единая система исходных финансовых данных. Но у каждого директора филиала свой личный запрос. А у нас не было единого формата финансового сервиса для удовлетворения нужд всех директоров филиала.

Поэтому, финансовые аналитики — каждый по-своему — выгружал нужные данные из системы и обрабатывал их в Excel. Конечно, в процессе обработки вручную возникало много ошибок. Из-за такого децентрализованного подхода случались конфликты: «почему у вас тут одни цифры, а у корпоративного центра — другие?»
Директор:
Почему у вас тут одни цифры, а у корпоративного центра — другие?
Отчетность:
Мы обрабатывали данные вручную и могли допустить несколько ошибок... пойдем перепроверим
Кроме того, Excel дополнялся PDF-выгрузками.

Что такое PDF? Это статичное изображение, которое присылается на почту якобы для изучения. Какие выводы можно сделать на основе одной картинки? Как отвечать на появляющиеся вопросы? Как получать детализацию? Это невозможно сделать быстро без дополнительного запроса, а значит, и времени.
Что мы сделали?

Мы прошли полный цикл — от анализа что и кому нужно до распространения дашборда и обучения работы с ним.
1
Проанализировали все, что есть сейчас
Посмотрели все существующие финансовые отчеты у всех регионов и макрорегионов. Мы их смогли структурировать по виду анализа и унифицировать
2
Поняли, какие они потребности покрывают
То есть ответили на вопросы, что важно для анализа? На какие вопросы люди пытаются найти ответ?
3
Сделали и разослали дашборд
Начали проектировать дашборд. Мы уже знаем нашу целевую аудиторию, какие вопросы их интересуют и на какие показатели они смотрят. Мы рассылаем дашборд и учим, как им можно пользоваться
Мы получили дашборд, который уже используется несколькими директорами региональных филиалов!
Пример дашборда
Конечно, сотрудники на местах пока могут формировать отчетность вручную — но мы уже видим изменение привычек. В таком инструменте как Qlik данные по финансовым показателям (выручке, затратам, OIBDA) можно увидеть гораздо быстрее, чем при выгрузке вручную. Самое главное, что к нам уже поступают запросы на автоматизацию — людям хочется перестать тратить время на ручную подготовку данных.
Самое большое достижение — теперь никому в цепочке работы с данными не нужно тратить время на поиск и подготовку данных. Большинство вопросов директор филиала может решить просто открыв этот дашборд
По обратной связи и статистике мы видим, что в каждом макрорегиональном филиале есть пользователи наших отчетов, что не может не радовать.

Отчетность находится в стадии разработки и сбора обратной связи от финансовых бизнес-партнеров, поэтому активной дистрибуции отчетности на всех директоров РФ еще на было и запланировано в ближайшем времени. Но уже есть промежуточные результаты, когда руководство филиала вовлечено в этот процесс.
Присоединяйтесь к внутреннему Telegram-чату для обсуждения материалов марафона и прочих веселых активностей

В заключение...

Мы верим в то, что анализ данных помогает оперативно принимать более взвешенные и важные решения, быстрее получать ответы на вопросы и способствует повышению производительности труда во всех сферах деятельности человека.


Не важно, с какого уровня вы начинаете свое изучение грамотности при работе с данными. Вместе мы можем сделать эти новые навыки необходимостью в современном мире.

Что почитать?
Подборка ссылок и материалов для погружения
«Всё как в Excel'e!»
– Заказчик сказал.
Грустит самурай

Корпоративная онлайн программа о том, как работать с данными в Ростелекоме

Цифровая трансформация, изменение привычек и использование интерактивного инструмента для оптимизации бизнес-процессов